Падение посещаемости у пиратских сайтов

В октябре 2014 года в блоге Google Россия появилась публикация "Google продолжает борьбу с онлайн-пиратством" в которой кратко была поднята старая проблема пиратских сайтов, которые в рамках DMCA, с переменным успехом либо опускаются в выдаче, либо удаляются из неё. Там же, в статье, был анонсирован апдейт "антипиратского алгоритма", который старается на ранней стадии воздействовать на злостных нарушителей:

Улучшенный алгоритм понижения позиций сайта в поисковой выдаче Google. В августе 2012 года мы объявили о намерении опускать в результатах поиска сайты, на которые поступило наибольшее количество жалоб правообладателей в рамках процедуры уведомления и снятия нелегального контента (DMCA). Сейчас мы обновили этот алгоритм для того, чтобы сделать результаты его работы более эффективными. 

Попутно начали возникать и сторонние публикации, потому что сайты-нарушители, а это:
  • online-кинотеатры со всевозможными "скачать фильм бесплатно", "смотреть фильмы online" и т.д.
  • торрент-трекеры
  • музыкальные порталы
... достаточно популярные ресурсы, и их понижение в результатах поиска просто не могло пройти незамеченным.

SearchMetrics опубликовали статью "Google Pirate Update Analysis and Loser List", в которой собраны интересные наблюдения понижений пиратских сайтов с одинаковым финалом - резким падением показов:

Падение посещаемости

Сами сайты изобилуют одинаковыми спамными заголовками, поэтому отследить их в индексе не составляет труда.

Популярным заблуждением является "реакция на абузы". Владельцы online-кинотеатров даже если реагируют на поступившую DMCA-жалобу и удаляют нарушающий авторские права материал, не делают никаких выводов из этого и продолжают заниматься нарушениями, что приводит к увеличению жалоб в Chilling Effects, увеличению кол-ва удалённых по этим жалобам страниц и  последующей пессимизации. Но так же многие веб-мастера даже не озадачивались поступившими жалобами и просто игнорировали их, полагая, что Google сам должен разбираться с агентами/представителями правообладателей. Логично, что для Google эффективнее будет понижать нарушений в выдаче, чтобы они меньше попадались на глаза правообладателей, чем "бегать" за каждым сайтом.

В чём проблема пиратских сайтов?

Пока существовал в сетях простой файлообмен, проблема нарушения авторских прав не стояла так остро на всех уровнях. Сейчас же нарушители зачастую представляют собой откровенные гс:
  • откровенный веб-спам
  • сомнительные exe-файлы
  • фишинг и фейк

И проблема нарушения авторских прав стала не просто занозой в одном месте у правообладателей, головной болью юридического отдела Google, но ещё и проблемой качества поиска.

Кроме авторских прав пираты часто хватают меры, принятые вручную и проблемы безопасности. Опять же, сама проблема веб-спама на таких сайтах упирается в отсутствие приемлемых источников  монетизации, так как любая уважающая себя рекламная биржа не будет сталкиваться с контрафактом.

Характерные проблемы пиратских сайтов

Удаление страниц, в том числе и главной:

Удаление страницы DMCA

Обвал позиций:

Просели позиции сайта

Падение трафика на сайте

Сайт упал в поисковой выдаче


И т.д. Примеров с обращениями очень много.

Если прогнозировать дальнейшее развитие пиратских сайтов поиске, то скорее всего они уступят все позиции сайтам с легальным контентом, но останутся на задворках для тех, кому очень надо и умеет искать. Хорошо это или плохо - покажет поведение правообладателей и их политика распространении контента, так как взваливание груза ответственности на поисковую систему - далеко не лучший выход, если не будет реализован грамотный ценовой и скидочный подход в реализации услуг.

См. "Краткое пособие по абузам DMCA".